Взаимодействие школы и семьи

Позитивно настроенные люди осознают, что кризисы в жизни неизбежны, что препятствия и проблемы случаются со всеми, поэтому надо научиться их преодолевать.

Основы позитивного настроя закладываются в семье. Семья – важнейшая среда становления личности и главнейший институт воспитания, здесь формируются нравственные ценности человека, нормы поведения, раскрываются индивидуальные качества ребенка.

Однако личность ребенка не всегда формируется по восходящей линии. К сожалению, семья может выступать в качестве как положительного, так и негативного фактора воспитания.

Система семейного воспитания в последе время претерпевает значительные и далеко не самые благоприятные изменения, наблюдается уменьшение воспитательных ресурсов родителей, нарушены нравственные представления о браке. Кроме того, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания детей.

Именно от родителей во многом зависит, станет ребенок позитивно настроенной личностью или пополнит ряды пессимистов. Позитивное развитие личности возможно в том случае, если с ранних лет он будет формироваться в кругу позитивно ориентированной семьи. Многие родители проявляют неграмотность в вопросах воспитания и порой воспитывают «вслепую». У большинства родителей отсутствует способность критически оценивать свою воспитательную деятельность, выбирать методы воздействия, адекватные конкретной ситуации.

Неблагоприятный психологический климат в семье, ослабление духовных связей с детьми, неумение строить отношения внутри семьи, нанося значительный вред духовному и психологическому становлению и развитию личности ребенка.

Когда между родителями и детьми нет прочных связей, то для подростков внешнее негативное окружение, которое успешно вытесняет взрослых. Сложившаяся обстановка способствует росту безнравственности, безнадзорности, противоправного поведения и других негативных явлений.

Следует отметить, что еще один важный институт, влияющий на становление личности ребенка, является общеобразовательное учреждение. Успешное решение задач воспитания позитивно настроенной личности возможно только при условии взаимодействия семьи и школы, позитивнее изменения происходят там, где педагоги объединяют свои усилия вместе с усилиями родителей.

Большую роль в организации взаимодействия с семьей выполняет социально-психологическая служба, целью которой является повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании, практических навыков. Специалистами проводятся консультирования, мониторинг, педагогическое просвещение родителей (родительские лектории, беседы, тематические родительские собрания, выпуск информационных листов в помощь родителям).

Наряду с традиционными технологиями взаимодействия разработан ряд инноваций: «Школа современного родителя» (целенаправленное обучение основным аспектам семейного воспитания), выпуск «Родительского вестника» (советы и рекомендации по семейному воспитанию, статьи и заметки на актуальные темы обучения и воспитания школьников), родительская страничка в Интернете (дистанционная форма обучения родителей, общение посредством интернет-технологий, дополнительная форма сотрудничества).

Обучить детей необходимым знаниям, умениям и навыкам очень важно, но также очень важно привить систему жизненных ценностей и установок, которая поможет в будущем противостоять, проблемам и неудачам. Только позитивное мировоззрение и мышление, ощущение собственной полноценности помогут ребенку стать полноценным членом общества.