Влияние современного социума на социальное становление студентов

Изменение социальных ценностей, что происходит в нашей стране, своеобразно определяет социальный опыт любого человека на индивидуальном уровне, обусловливает возникновение ряда противоречивых тенденций. С одной стороны, субъект стремится сохранить гуманистические ориентации, соответствующие всем нормам человеческого существования, а с другой - выбирать упрощенный способ адаптации к условиям данной рыночной экономики, что часто противоречит этим нормам; реализовать возможность выбора таких социальных ценностей, предоставленную демократическим обществом, самоопределиться как индивидуальность на фоне общей переоценки антиидеалов и некритического отношения к ним. Как следствие, нарушаются связи общества и личности, которые поддерживают его социальный прогресс и его социальное становление. Поскольку преобразования меняют все стороны жизнедеятельности социума, хотя и в разной степени, широкое распространение получил термин “системная трансформация”, под которым понимаются “постепенные изменения, преобразования общественных структур, в рамках которых могут сосуществовать параллельно как старые, так и новые элементы. При этом происходит постепенное изменение бывших структур на новые, возникают новые социальные структуры. В процессе трансформации неизбежно инициируются социальные нововведения, которые вступают в контакт с предыдущими структурами и производят конечный результат как компромисс между действительным и возможным, между прогрессом и консерватизмом. Нововведения, как компонент трансформации, подчиняются общим закономерностям возникновения и функционирования. При таких условиях становление человека как социального субъекта приобретает противоречивый характер, ведь механизмы и регуляторы этого процесса меняются разными темпами и не всегда соответствуют немедленным потребностям общества и личности.

Молодежь функционирует в чрезвычайно сложном и динамичном социуме, который не просто является средой существования. Он предстает перед человеком в форме разнообразных по общественно значимой направленности социально-нравственных задач, которые должны быть более или менее успешно решены каждым членом общества. Поэтому необходимо выяснить, какие из этих задач ставит социум не только перед молодежью вообще, но и перед каждым человеком в частности с целью помочь ему выработать единственно правильную индивидуальную жизненную программу. Процессы трансформации, которые имеют место в обществе, обусловливают возникновение так называемого синдрома “современной личности”, который охватывает девять признаков: открытость навстречу инновациям и изменениям; осознание многочисленности имеющихся мнений и взглядов, готовность выражать и обосновывать личное мнение и в то же время толерантность к другим; концентрация внимания скорее на будущем, чем на прошлом; ощущение субъективной силы; стремление предвидеть будущие события; доверие к соцпорядку; признание неизбежности имеющегося неравенства в распределении благ, ценностей, привилегий на основе четко выраженных принципов; самосовершенствование, образование; уважение достоинства.

Проблема социального становления индивида изучается различными науками: философией, социологией, педагогикой, социальной педагогикой, психологией. В последние годы все заметнее происходит процесс переориентации общественных отношений. Приоритет предоставляется их гуманизации, что предполагает учет интересов и потребностей человека. Для системы образования в целом и высшего образования в частности, это означает необходимость пересмотра педагогических взглядов на профессиональную подготовку будущих специалистов, поиск инновационных форм и технологий оптимизации не только их профессиональной квалификации, но и социализации и высшего уровня ее проявления - социального поведения. Ответы на поставленные общественными трансформациями задачи в значительной степени зависят от типа личности, который будет доминировать в обществе, от тех черт и качеств, которые составят основу современных и будущих социальных практик социальных объектов. Следовательно, в современных условиях актуальность приобретает проблема подготовки специалистов новой генерации активных, духовно богатых, культур.

Несмотря на то, что в педагогической науке проблемам социализации молодежи уделяется определенное внимание, на сегодня они изучены недостаточно, особенно в отношении студенческой молодежи. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием научно-педагогических концепций и их содержательно-технологического обеспечения, адекватных новым социальным реалиям. Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что, оценивая значение взаимосвязи личностных составляющих и современных социальных реалий, ученые различных областей приходят к выводу о необходимости совершенствования организации и содержания системы педагогического образования и воспитания, конструирования и организации такого пространства социализации, в котором студенты полно в персонифицированной форме могли бы обогатиться социальным опытом и реализовать свои возможности.

Все это неоднозначно сказывается на характере социального поведения как высшего уровня социализирования личности. Следовательно, актуализируется необходимость раскрытия сущности социального поведения, выделение ее структурных компонентов, определение критериев, показателей и уровней ее сформированности у современной студенческой молодежи. Такой подход даст возможность по-новому подойти к анализу проблемы социализации и социальной дезадаптации, разработать рекомендации относительно оказания педагогической поддержки в овладении студентами нормами социально ценностного поведения.