Студенты – первокурсники. Адаптация к условиям обучения в ВУЗЕ

В жизни каждого человека есть периоды, связанные с переменой привычных условий существования. Человек в любом возрасте, приступая к новой деятельности, адаптируется к ней. Адаптация – это приспособление организма к условиям среды.

Адаптация студентов – сложный и волнующий процесс. Новые требования, обязанности, новый коллектив, приобщение к профессии – все это первые месяцы обучения первокурсников. Новое социальное окружение – факультет, курс, группа.

Одно из главных направлений - психологическое сопровождение студентов-первокурсников в период адаптации к вузовской системе обучения.

Поступление школьника в высшее учебное заведение - переломный момент в его жизни. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, будущей профессии. Возникающие иногда неудачи приводят к разочарованию, пассивности. Поэтому необходимо с первых дней пребывания создать доброжелательную обстановку, условия для активной жизнедеятельности.

Необходимо изучать личность студента-первокурсника, создать социально-психологическую информационную среду.

Реализация основных направлений по адаптации студентов предполагает ознакомление кураторов с теоретическими и практическими аспектами процесса адаптации, проводить анкетирование первокурсников, разработать рекомендации студентам, кураторам, оказывать индивидуальную помощь студенту, проводить беседы, тренинговые занятия, анкетировать студентов по результатам процесса адаптации.

Важным напрвылением деятельности является психолого-просветительская и профилактическая работа, с целью повышения уровня психологической грамотности и профилактики стрессовых состояний. Очень важно студенту определиться с режимом: время на учебу, на отдых, на работу вне университета. Успешной адаптации способствует организация внеучебной деятельности. Тренинги, как одна из основных форм работы, позволяют смягчить и ускорить процесс адаптации студента-первокурсника.