Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Актуальной остается проблема создания эффективной системы профилактики и предупреждения правонарушений. Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодежи и увеличение количества детей и подростков с девиантным поведением.

В настоящее время социальные изменения настолько быстры, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличающимся от того, в котором живут их родители и учителя. Поэтому важно, сумели ли взрослые подготовить их самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

«Дух общества», среда обитания с их стихийными, неписанными требованиями и принципами, словно гигантский и могучий пресс мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы людей, формируя их на новый лад, зачастую помимо воли самого человека, тем более - молодого, сводя на нет усилия тех, кто пытается его воспитать – родителей, учителей и педагогов.

Трудно нашим детям! Как защититься от СМИ, от лавины фильмов ужасов и насилия, от порнографических иллюстраций. Сможет ли молодое поколение устоять от желания «поймать кайф» от алкогольного или наркотического опьянения? Если взрослые не могут остановить эту лавину, то где взять силы маленькому человеку, подростку, вступившему на тернистый жизненный путь? Как помочь нашим детям, которые могут стать или созидателями, или разрушителями будущего?

Перед педагогическим обществом встают извечные вопросы: что делать? кто виноват?

Отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствует росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде. В связи с этим возникла необходимость вести эффективную работу по профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления ПАВ, за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников.

Поэтому так важно сегодня создать среду, свободную от условий, деформирующих сознание подростка, порождающих отклоняющее поведение. В связи с этим очень важным является выбор некого конкретного плана работы с детьми «группы риска.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. Необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, психологов, родителей, работников правоохранительных органов. Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с детьми и подростками «группы риска», должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти – любовь, ответственность, забота и профессионализм.