Правила быстрого конспектирования

Умение быстро конспектировать очень важно в процессе обучения и порой является одним из самых ценных навыков, ведь многие лекции, читаемые преподавателями, нельзя найти в общем доступе. Навык скоростного конспектирования может быть полезен не только студентам и школьникам. Журналисты, секретари и многие другие вынуждены фиксировать большие объемы информации за короткий отрезок времени. Как и любое другое умение, скоростное конспектирование можно развить.

Многие студенты не могут восстановить в памяти большие объемы информации только потому, что их лекции были написаны непонятным для них же самих языком. Иногда знания просто не упорядочены, поэтому их воспроизведение бывает затруднительным.

Полагаться на одни лишь конспекты, конечно, не стоит, ведь в процессе учебы важны и другие составляющие. Но грамотное конспектирование позволяет полноценно воспроизвести записанную информацию, поэтому каждый обучающийся должен владеть данным навыком.

Внимательное слушание и одновременное записывание предоставляемой информации требует хорошей концентрации и умения осознавать то, что читает преподаватель. Без понимания в тетрадь можно записать набор предложений, в котором даже лектор не сможет ничего разобрать. Поэтому запись больших объемов текста – это всего лишь одно из составляющих правильного скоростного конспектирования.

Самое важная мысль, которую нужно понять, заключается в понимании, что конспект – это отражение самой главной части информации. Записывать комментарии лектора, в большинстве случаев, совсем не обязательно, а вот некоторые примеры, разъясняющие суть объясняемого явления, порой, оказываются очень полезными.

Кроме этого нужно уметь продуктивно работать с тем, что записано в тетради. Каждый преподаватель читает лекции по-разному, поэтому и восприятие должно отличаться. Некоторые лекторы постоянно рассказывают истории, которые, на первый взгляд, могут показаться совершенно не относящимися к теме занятия. Но умный студент способен отличить действительно полезную информацию от простой истории. Учитесь видеть суть сообщения, а не его форму.

Основные рекомендации, помогающие правильно записывать информацию:

1. Нужно четко следовать пунктам плана лекции, использовать нумерованные списки и делить текст на логические блоки. Впоследствии это поможет понять то, о чем шла речь на занятии.

2. Сокращайте часто используемые слова. Термины, которые характерны для конкретной дисциплины можно сократить до одного символа, который не забудется даже через длительное время.

3. Применяйте значки, которые окажутся полезными в процессе чтения. Восклицательный знак на полях тетради, например, может означать, что конкретное понятие стоит изучить более подробно, чем другие.

4. Пропускайте буквы в словах, если уверены, что потом воспроизведете все с точностью.

5. Можно заменять слова иностранными аналогами, если те короче и удобнее при написании.

6. Используйте наглядные схемы, отражающие суть различных классификаций.

Правила конспектирования, представленные выше, не являются единственными и могут быть дополнены теми, которые придумаете вы сами в процессе записывания информации. Они могут быть даже более продуктивными чем распространенные методы. Сохраните в памяти мысль о том, что создание своего собственного стиля записи информации будет наиболее продуктивным, так как эти записи будут использованы вами, а не кем-то другим. Помните о постоянном совершенствовании в рамках написания конспектов, не откладывая это на неопределенный срок.