Практические советы психолога по эффективному обучению подростков.

Повысить активность учащихся на уроке может помочь совершенствование формы учебных занятий. Для этого очень важно учитывать физиологические и психологические особенности подростков. Именно ими вызван ряд трудностей, с которыми сталкиваются учителя, преподающие в подростковых классах. К таким трудностям относятся: сложное включение в работу, отсюда - плохая дисциплина, низкая нормативность поведения, неустойчивое непродолжительное внимание, замедленная реакция, неумение управлять своими эмоциями. Любая мелочь заводит и отвлекает подростков, раздражает их, а вот остановиться им очень сложно. Память тоже имеет свои особенности: если информация им интересна, они ее запоминают, если неинтересна, то нет.

Гормональные бури переходного возраста тоже влекут за собой частую смену эмоций. Особенно эмоциональны девочки, больше всего их волнует, как они выглядят и обращают на них внимание мальчики. Мысли об учебе уходят на второй план. Мальчики менее заняты своей внешностью, но их больной вопрос – рост.

Различные изменения проявляются и в поведении подростков: ученики становятся обидчивы, в школе могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать правила и поступки учителя, стремление к эпатажности, приукрашиванию своих «подвигов».

Все это свидетельствует о том, что очень важно работу на уроке организовывать с учетом особенностей физиологии и поведения подростков: лекционные блоки изложения материала должны быть минимальны, остальное время – самостоятельная работа в группах, дискуссии, игры. Просто, взрослея, подростки перестают воспринимать привычные с младших классов формы и методы обучения.

Еще одна черта, которая свойственна росткам, склонность к экспериментированию. Ее проявление – нежелание подростков воспринимать информацию на веру, поэтому очень важно в уроки включать эксперименты, опыты, тесты. Также можно применять ролевые игры, моделирование различных ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования.

При определении содержания занятий учитель должен позаботится о том, чтобы материал был эмоционально насыщенным, легко запоминался. Нередко отношение подростка к тому или иному предмету определяется отношением к учителю, преподающему этот предмет.

Все мы хотим, чтобы подростки учились хорошо. Но учебная нагрузка такова, что выучить все просто невозможно. Непосильная школьная нагрузка вынуждает подростка относиться к урокам избирательно. Не стоит лишний раз раздражать учеников приказным тоном, старайтесь общаться с ними на равных. Подростки уже не смотрят на нас, как ученики младших классов, снизу вверх, они воспринимают педагога критически и хотят стоять с ним на одной жизненной доске.