Ликбез. «Тренинговая схема» компаний – самая большая угроза для университетов

Сэр Дэвид Белл, вице-канцлер университета Рединга – одного из лучших мировых вузов, говорит, что ныне набирающая обороты схема подготовки выпускников средних школ уже на предоставленном для них рабочем месте представляют наибольшую угрозу для системы высшего образования Великобритании. Университеты сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны крупнейших компаний Великобритании, которые проводят свои кампании по набору наиболее одаренных учащихся в школах.

«Количество фирм, нанимающих интеллектуально одаренных подростков прямо из школы, представляет самую большую «угрозу» авторитету системы высшего образования», – посетовал в интервью британскому изданию The Telegraph сэр Дэвид.

После чего продолжил, что на гарантированном рабочем месте обучение рассматривается все более привлекательным вариантом для 18-летних, которые хотят иметь хорошую заработную плату, не будучи обременены каким бы то ни было долгом.

Практика программы по набору школьников бросает вызов университетам, которые должны прилагать дополнительные усилия, дабы доказать – степень является более выгодным вложением и, вероятно, приведет к лучшей работе в долгосрочной перспективе.

По его словам также выяснилось, что огромное число работодателей сделали предложение нынешним студентам непосредственно в школе, действующее по сути, как наиболее дешевая альтернатива по найму выпускников университетов.

Во многих случаях они предоставляют свое собственные обучение, что позволяет подросткам работать до уровня необходимой квалификации или даже степени, одновременно получая зарплату.

Такие компании, как PricewaterhouseCoopers, KPMG, British Airways, Network Rail, Vodafone, Unilever, Siemens и John Lewis в прошлом году взяли на новые рабочие места по большей части именно выпускников школ.

Сэр Дэвид когда-то занимал пост постоянного секретаря в отделе образования, а потому знает, что многие университеты обратили внимание на рост образования посредством высоких технологий или онлайн-курсов, что воспринимается им как самый большой вызов традиционному обучению.

Наибольшая угроза, если это слово полностью отражает суть данной проблемы, когда работодатели вообще рассматривают возможность обучения выпускников на рабочем месте. И даже не смотря на то, что подобное пока не имеет больших масштабов, все равно, в дальнейшем это может представлять действительно серьезную угрозу для высшего образования.

В министерстве образования Великобритании неоднократно утверждали, что степень бакалавра может добавить более 100 тысяч фунтов стерлингов к среднему заработку в течение трудовой жизни взрослого человека, если сравнивать ее с теми, кто, получив образование на школьном уровне, завершил свое обучение.

Сэр Дэвид также сказал, что некоторые выпускники школ рассчитывают, что могут «начать работу» в компании с 18 лет, зарабатывать и одновременно обучаться. Но они не задумываются, вероятно, что в том же возрасте, когда они получат образование соответствующего уровня, их ровесники, вышедшие из университета, лучше себя позиционируют с точки зрения выбора работы.

По его словам, если раньше эти программы имели небольшие масштабы, то сейчас они начали расти.

Подобная конкуренция между университетами и компаниями вынуждает учебные заведения подолгу вести отбор действительно лучших выпускников, чтобы в полном объеме произвести набор. Это вынуждает делать не менее «безусловные предложения» для одаренных студентов еще на стадии прогнозируемых оценок, не дожидаясь окончательного результата выпускных экзаменов.

Университет Рединга, например, в процессе этого года рассмотрел возможность сделать порядка 460 «безусловных предложений» к сентябрю в области бухгалтерского учета и финансов, английской литературы, истории, права, философии и политики. Но это при условии, что студенты сделают выбор в пользу их заведения, а не откликнувшись на более выгодное предложение какой-нибудь компании.

Тем же путем приходится идти и институтам из Бирмингема, Ноттингема, Лестера, Лондонского университета королевы Марии, что подвергается предупреждению критиков. Ведь подобный шаг может подорвать уровень системы образования, позволяя студентам отдыхать в последние шесть месяцев, зная, что уже ничто не угрожает их университетскому месту. Данная практика ведет к риску, которому подвержены стандарты образования, позволяя плохо квалифицированным студентам поступать высшие заведения Великобритании.

На что сэр Дэвид говорит: «В университетах имеют четкое представление о качествах студентов. Для них нет смысла гнаться за количеством выпускников, чтобы впоследствии опуститься на дно. Я думаю, что мы все дорожим своей репутацией и репутацией наших учреждений».

У российских вузов такой проблемы пока не возникает, что дает возможность работодателям рассмотреть подобный вариант для подбора квалифицированных кадров. Штат успешных компаний подобран с профессиональным анализом, но прогнозы на перспективу и потенциал будущих сотрудников – еще не до конца освоенная практика в нашей стране. А между тем западные предприятия уже ведут наступление в этом направлении, не волнуясь по поводу инвестирования в потенциал своих сотрудников.