Компьютеризированная образовательная среда

В кругах педагогического общества важно осознание того, что компьютер – не просто техническое средство обучения, а первое в истории обучающее средство, с помощью которого можно реализовывать дидактический процесс комплексно и в полном объеме.

Очень трудно надеяться на возможность создания в будущем единой общей теории электронных средств. Существует такая острая необходимость в высококачественных программных средствах, недостаток которых сейчас вынуждает пользоваться менее совершенными средствами с ограниченными возможностями.

Анализ данной проблемы приводит к следующим выводам: разработка комплексных средств не может быть успешной, если она не учитывает главные закономерности развития компьютеризированной образовательной среды. Первоосновой должна быть дидактическая теория и технология, а программные средства должны ориентироваться на максимальное их воплощение; компьютерная технология обучения будет отвергнута, если она не будет сочетаться с некомпьютерными технологиями. Поэтому очень важно делать акцент на компьютеризированную, а не компьютерную технологию обучения.

В настоящее время идет достаточно интенсивный процесс проникновения в образовательную среду компьютерных средств обучения, что позволяет нам говорить о компьютеризированной образовательной среде – среде, в которой наряду с традиционными средствами обучения используются компьютерные средства (сочетание обычного и электронного учебника, например).

Единство процессов построения и применения электронных средств не совпадает с такими терминами, как «полная компьютеризация», «сплошная компьютеризация обучения». Единство означает, что есть сочетание компьютерных технологий с другими технологиями.

Методическая деятельность учителя предусматривает использование компьютера для управления процессом обучения: создание базы для тематического планирования по предметам, поурочных разработок; компьютерная поддержка следующих видов деятельности: рисование, письмо, вычисление. При этом не исключается использование доски, мела, ручки, тетради, учебника. Также использование компьютера для удовлетворения личных интересов (ведение личного архива, игры, развлечения).

Таким образом, методологический акцент делается на интегративном характере компьютеризированной образовательной среды, на ее взаимосвязи с другими составляющими.