Как повысить работоспособность перед экзаменами

Такая ситуация знакома многим: до экзаменов остались считанные дни, лихорадочно начинаешь "грызть гранит науки", а в голову уже ничего не лезет. Австрийский психолог Вернер Штангль знает, как преодолеть такую ​​ментальную слабость.

Учиться никогда легко не было. Теперь, в условиях Болонского процесса, университетские программы стали еще более насыщенными, на заучивание все больших объемов отводится все меньше времени. Учитывая такую ​​ситуацию эксперт по вопросам психологии обучения Вернер Штангль тем более не советует все оставлять к экзаменам, а начинать учиться буквально с первого дня семестра, при этом не забывать и о перерывах .

"Крайне важно при заучивании нового материала отдыхать, - отмечает профессор Штангль. - Существует такое правило - в течение дня не должно быть более четырех учебных блоков, между которыми следует делать приличные перерывы". Во время перерывов, не стоит сидеть в интернете, играть в компьютерные игры или читать газеты. Желательно прогуляться на свежем воздухе, сходить в магазин или в фитнес-студию.

Мозг учится самостоятельно

"Особенность нашего мозга состоит в том, что после одного часа интенсивного обучения он продолжает работать дальше в течение еще ​​одного-двух часов. Мозг обрабатывает материал, даже если вы больше не сидите за книгами" , - объясняет профессор. Упрощенным языком: за это время информация перемещается с короткой памяти в долговременную.

Если правильно распределить четыре блока интенсивного обучения в течение дня, занимаясь в перерывах совершенно другими делами, то получится так, что вы учились не 4 часа, которые провели не поднимаясь за письменным столом, а значительно дольше - мозг продолжал работать дальше самостоятельно. Кстати, именно из-за такой способности мозга к самостоятельной работе не стоит учить новый материал непосредственно перед сном, поскольку тогда будет сложно заснуть. Этот эффект значительно слабее, если вечером только повторить материал, который был пройден в первой половине дня, замечает Штангль.

Типичной ошибкой студентов австрийский профессор считает попытки изучить все в последние дни перед экзаменом. "Такая стратегия подготовки, не может привести к успеху уже хотя бы по чисто психологическим причинам. Наш мозг имеет ограниченные возможности восприятия информации в пределах определенного времени. Сидение за учебниками по восемь часов подряд ничего не даст. С таким напряжением наш мозг не справляется" , - отмечает профессор.

Итак, для обучения крайне важны организация и планирование. Следует правильно распределить свое время и вовремя начать заучивание материала. "Своим студентам я всегда советую сразу в начале семестра сориентироваться, сколько экзаменов им надо сдавать в конце семестра, чтобы они осознали тот объем материала, который им предстоит заучить" , - продолжает эксперт.

К планированию относится и умение отделить главные темы от второстепенных. Если перед вами лежит учебник объемом в триста страниц, то в таком случае профессор из Линца советует подумать, что, скорее всего, попадется на экзамене: "Надо попробовать “перевоплотиться" в экзаменатора и посмотреть, что же в теме является центральным, главной идеей материала. Ведь такие огромные объемы никогда не уместить в голову. Следует посмотреть, какие темы наиболее знакомы, а на которые, возможно, придется потратить больше времени, и, соответственно, рассчитать свое время".

Австрийский эксперт в своей работе активно использует современные технологии и коммуникационные средства . Но тем, кто готовится к экзаменам, профессор из Линца советует брать обычную ручку или карандаш и писать шпаргалки. "Некоторые студенты с помощью сканеров просто уменьшают страницы. Это, конечно, ничего не дает. Шпаргалки должны готовиться вручную, тогда это действительно подготовка к экзаменам. Ведь для шпаргалки вам нужно выбрать самое главное из всего материала " , - отмечает профессор. Его опыт: написанные таким образом шпаргалки студенты не используют , так как после такой подготовки они и сами все хорошо знают.