Адаптация пятиклассников

Период перехода школьников из четвертого в пятый класс можно назвать кризисным периодом. Решение проблемы психологической адаптации связано со становлением личности. На достижение этой цели направлена современная концепция образования и воспитания.

Адаптация – это приспособление организма, личности к изменившимся условиям жизни. Сам процесс – это сложное и противоречивое взаимодействие индивида со средой.

Адекватная психологическая адаптация подразумевает хорошую приспособляемость к неблагоприятным социальным условиям. У пятиклассников меняется социальное окружение (новый состав класса и новый состав учителей), система деятельности. Новая ситуация для любого человека является тревожной, а ребенок тем более испытывает эмоциональный дискомфорт (неопределенность требований учителей, особенности обучения, ценностях и нормах поведения в коллективе). Это все можно назвать состояние внутренней напряженности, и, если такое психологическое напряжение будет длиться достаточно долго, ребенок может стать недисциплинированным, невнимательным и безответственным, может отставать в учебе, быстро утомляется и не хочет посещать школу.

Не менее важен процесс адаптации для учителя, который не может организовать успешно процесс самообслуживания учащихся, скорректировать свою педагогическую позицию относительно класса.

Смысл любого адаптационного процесса в школе состоит в том, чтобы сделать ход данного события более интенсивным. Ведущая роль здесь принадлежит педагогу. Именно он должен помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, со школой и школьными правилами. Также очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу. В се это будет способствовать снятию тревожности.

Чтобы адаптация была успешной, что в пятый класс дети приходят нередко с нерешенными проблемами в учебе и отношениях с другими людьми, здесь могут возникнуть серьезные трудности для полноценного учебного профессора. Преодолеть сложности этого этапа поможет педагог-психолог.

В данной работе главные направления деятельности, обеспечивающие успешную адаптацию младших подростков, - это работа со школьниками (проведение различных диагностик, разработка индивидуальных рекомендаций, анкетирование), с учителями, с родителями.